Результаты опроса "Удовлетворенность качеством общего образования" в 2020-2021 учебном году

Качество образования – это комплексная характеристика условий образования населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения образовательных потребностей и связана с восприятием людьми своего образовательного статуса в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе. Удовлетворенность состоянием образовательного процесса является одним из показателей, характеризующих конечные результаты деятельности образовательных учреждений.

Для определения степени удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг был проведен анализ результатов опроса.

Опрос проводился на основании выборки, в состав которой вошли родители/законные представители обучающихся общеобразовательных организаций муниципалитета.

Метод исследования: социологический метод анкетного опроса. Вопросы анкетирования  включили в себя показатели, относящиеся к условиям организации образовательного процесса, качеству предоставления образовательных услуг, профессионализму учителей.

Всего в опросе приняли участие – 196 родителей/законных представителей обучающихся, что составило всего 5% от их общего количества по общеобразовательным организациям Советского ГО.

Под качеством образования респонденты понимают:

  • хорошие (отличные) знания - 44,4% (+1,8%);
  • гарантированное успешное обучение в школе - 16,8% (-1,7%);
  • гармоничное развитие личности ребенка - 35,3% (+1,4%);
  • все выше перечисленное - 2%;
  • чтобы учитель занимался со всеми, умение пользоваться полученным, хорошие знания и гармоничное развитие личности ребенка - 1,5%.

С точки зрения участников опроса на качество образования влияют следующие характеристики (расположены по степени убывания важности):

  1. профессионализм учителей;
  2. взаимоотношения с учителями;
  3. охрана и укрепление здоровья;
  4. санитарно-гигиенические условия;
  5. обеспеченность учебниками, пособиями;
  6. взаимоотношения между обучающимися;
  7. организация качественного питания;
  8. создание информационно-образовательной среды (электронный дневник, электронный журнал, работа сайта школы);
  9. наличие хорошо оборудованных кабинетов (современная учебная мебель, технические средства обучения);
  10. использование современных технологий обучения;
  11. соответствие содержания и преподавания дисциплин требованиям времени;
  12. введение профильного обучения в старшей школе;
  13. организация внеурочной деятельности (работа кружков, секций, студий, клубов);
  14. введение независимой оценки знаний выпускников (ЕГЭ);
  15. применение нововведений (инноваций) в образовании.

По сравнению с результатами прошлого опроса пятерка характеристик лидеров существенно не изменилась. Большинство родителей все также считают, что главным образом качество образования зависит от профессионализма учителей и взаимоотношений обучающихся с учителями. А вот организация качественного питания по степени влияния на качество образования в школе ушла на 7 место, а охрана и укрепление здоровья поднялась на две позиции вверх.

С тем, что на качество получаемого образования влияют и повышению качества образования способствуют:

  • отношения между обучающимися и учителями согласны 96,0% респондентов (+2,1%);
  • отношения между обучающимися в классе - 94,4% (+6,8%);
  • методики и технологии обучения, применяемые учителями на занятиях - 94,9% (+10,3%).

Уровень удовлетворенности условиями организации образовательного процесса и качеством предоставления государственных образовательных услуг в ОО по сравнению с прошлым опросом в среднем вырос и составил:

  • оборудованием кабинетов (учебная мебель, технические средства обучения) - 95,5% (+3,1%);
  • санитарно-гигиеническими условиями - 97,5% (+2,1%);
  • условиями для охраны и укрепления здоровья детей - 87,8% (-2,9%);
  • обеспеченностью учебной и дополнительной литературой - 98% (+8,8%);
  • содержанием и преподаванием учебных дисциплин (соответствие требованиям времени) - 93,8% (+3%);
  • условиями для обеспечения родителей необходимой информацией (электронный дневник, электронный журнал, работа сайта школы) - 96,5% (-1,9%).

Организация внеурочной деятельности (работа кружков, секций, студий, клубов) в ОО устраивает 85,2% (+0,5%) родителей.

Уровень профессионализма учителей респонденты оценили как:

  • высокий и довольно высокий - 73% (+6,8%);
  • на среднем уровне - 24% (-3,7%);
  • довольно низкий - 2%;
  • низкий - 0%.

Уровень удовлетворенности качеством питания в ОУ составил 79,6% (+5,8%).

Рейтинг ОО, где обучается ребенок, родители оценили следующим образом:

  • низкий - 2,6% (-2%);
  • средний - 40,3% (-12%);
  • высокий - 46,4% (+11%).

Оказание содействия учреждению со стороны родителей/законных представителей выражается следующей помощью (расположение в порядке убывания помощи):

  1. участие в организации праздников, конкурсов, соревнований (познавательно-развлекательного характера) для детей ОУ;
  2. благоустройство помещений и территории;
  3. совершенствованию материально-технической базы ОУ;
  4. оказание помощи в создании и публикациях методических, рекламных и других материалов и пособий;
  5. привлечение ресурсов для развития ОУ.

Качеством образования, которое дает ОО, удовлетворены 96,4% опрошенных, что на 8,7% больше уровня по итогам прошлого опроса.

Состав респондентов по ОО:

Наименование ОО Участие Доля респондентов от общего количества обучающихся в ОО
МАОУ "Гимназия №1" г.Советска 71 чел. / 36,2% 8,8%
МБОУ ООШ №3 2 чел / 1,0% 0,8%
МБОУ "СОШ №4 с УИОП СГО" 16 чел. / 8,2% 2,5%
МАОУ "Лицей №5" 1 чел./ 0,5% 0,1%
МБОУ "ООШ №8" 76 чел. / 38,8% 17,3%
МАОУ "Лицей №10" г.Советска 29 чел. / 14,8% 3,0%

Результаты опроса «Удовлетворенность родителей работой ДОО и качеством дошкольного образования»

Качество дошкольного образования  определяется  качеством  условий (психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и др.), качеством процессов  (качество образовательного процесса, качество основных и дополнительных образовательных программ и др.), качеством результатов образовательной деятельности (динамика развития детей в образовательном процессе, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, удовлетворённость родителей качеством услуг дошкольной организации и др.).

В целях изучения мнения родителей (законных представителей) обучающихся о качестве дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях был проведен анализ результатов опроса.

Опрос проводился в период с 24 ноября 2021 года по 01 февраля 2022 года на основании выборки, в состав которой вошли родители/законные представители обучающихся дошкольных образовательных организаций муниципалитета.

Метод исследования: социологический метод анкетного опроса. Вопросы анкетирования включили в себя показатели, относящиеся к условиям организации образовательного процесса, качеству предоставления образовательных услуг, профессионализму педагогов.

Всего в опросе приняли участие – 283 родителя/законных представителя обучающихся, что составило всего 17% от их общего количества по дошкольным образовательным организациям Советского ГО.

Обеспеченность и благоустройство ДОО респонденты оценили следующим образом:

  5 4 3 2 1 Затрудняюсь ответить
Какова, на Ваш взгляд, обеспеченность дошкольной организации дидактическим оборудованием и наглядными пособиями для проведения занятий (например, схемы, карты, доски, интерактивные доски, аудио- и видео оборудование) 78,5% 17% 3,5% 0% 0% 1%
Каковы санитарно-гигиенические условия в дошкольной организации (освещение, тепловой режим, чистота) 88,3% 10,6% 0,7% 0% 0% 0,4%
Оцените обеспеченность мебелью 78% 18,4% 3,2% 0% 0% 0,4%
Оцените благоустройство территории дошкольной организации

72,1%

18,7% 6,7% 1,4% 0,7% 0,4%

Оценки респондентов следующих показателей:

  5 4 3 2 1 Затрудняюсь ответить
Медицинское обслуживание 70,7% 21,9% 5,6% 0,4% 0,4% 1%
Организация питания 79,2% 17,3% 2,4% 0,4% 0% 0,7%
Соблюдение безопасности пребывания ребенка в детском саду 90,4% 6,7% 2,5% 0% 0% 0,4%
Организация охраны детского сада 86,9% 9,9% 2,8% 0% 0% 0,4%

 Оценки респондентов степени удовлетворенности:

  5 4 3 2 1 Затрудняюсь ответить
Решениями, принятыми администрацией дошкольной организации, педагогами, при обращении к ним с вопросами по обучению Вашего ребенка? 89,8% 8,1% 1,4% 0% 0% 0,7%
Компетентностью работников дошкольной организации при решении Ваших вопросов? 91,5% 7,1% 1% 0% 0% 0,4%

По мнению респондентов обновление и улучшение в ДОО необходимо:

Обеспеченность дидактическим оборудованием и наглядными пособиями – 31,8%
Обеспеченность мебелью – 22,6%
Благоустройство территории – 52%
Улучшение питания – 22,3%
Организация родительских собраний – 17,3%
Организация дополнительного образования – 31,5%

Под качеством образования респонденты понимают:

Получение фундаментальных знаний – 35,3%
Получение знаний, являющихся основой личностного развития – 49,1%
Получение знаний, необходимых для продолжения обучения в школе – 52%
Хорошие организационные условия образовательного процесса – 33,6%
Внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий – 27,6%
Высокий уровень профессионализма кадрового состава ДОО – 40,6%

Соответствие содержания и уровня занятий в ДОО требованиям времени по мнению респондентов: 

Полностью соответствует – 60,8%
В основном соответствует – 27,9%
Частично соответствует – 11,3%

Уровень удовлетворенности качеством занятий в ДОО составил 97,5%.

Характер взаимоотношений своих детей с педагогами респонденты оценили следующим образом:

Хорошие отношения со всеми педагогами – 91,2%
Хорошие отношения только с некоторыми педагогами – 4,6%
Отношения носят теплый, неформальный характер – 2,1%
Безразличные отношения – 0,4%
Чаще всего отношения носят конфликтный характер – 0,4%
Затрудняюсь ответить – 1,4%

По мнению респондентов взаимоотношения между воспитанниками в группе:

Доброжелательные, дружеские – 94,4%
Безразличные, каждый сам по себе – 0,7%
Натянутые, конфликтные – 0,7%
Затрудняюсь ответить – 4,2%
Оценка нагрузки в ДОО:
Невыполнимая – 0,4%
Очень высокая – 2,8%
Высокая, но выполнимая – 7,8%
Нормальная, допустимая – 87,6%
Низкая – 1,4%

Качество образования, которое дает ребенку ДОО сегодня, по мнению респондентов:

Отличное – 46,3%
Хорошее – 45,6%
Удовлетворительное – 6,4%
Неудовлетворительное – 1 %
Затрудняюсь ответить – 0,7%

Оценка уровня возможности получения информации, предоставляемой ДОО:

Хороший уровень – 86,9%
Удовлетворительный уровень – 12,7%
Неудовлетворительный уровень – 0,4%

Наиболее используемые способы получения информации по мнению респондентов:

Личные встречи с педагогами – 77,4%    
Родительские собрания – 41,4%    
Информационные стенды в ДОО – 37,8%    
Общение с другими родителями -35,7%    
Общение со своим ребенком – 47,7%    
Общение с друзьями, приятелями Вашего ребенка, которые посещают ДОО – 12,4%    
Сайт ДОО – 45,9%    
Другое – 13,1%   

Сайтом ДОО пользуются 73,9% респондентов.

Составленный ДОО график работы с посетителями удовлетворяет 79,5% респондентов, с графиком не знакомы - 19,4%.

Оценка оказания содействия в чем-либо ДОО:

  Да Нет
Совершенствованию материально-технической базы 63,6% 36,4%
Благоустройству помещений и территории 73,1% 26,9%
Привлечению ресурсов для развития детского сада 61,8% 38,2%
Оказанию помощи в создании и публикациях методических, рекламных и других материалов и пособий 55,1% 44,9%
Участию в организации праздников, конкурсов, соревнований, (познавательно-развлекательного характера) для детей 70% 30%
Другое 64,3% 35,7%

Состав респондентов по ДОО:

Наименование ДОО Участие
МАДОУ д/с №1 2 чел./ 0,7%
МАДОУ ЦРР д/с №2 1 чел. / 0,2%
МАДОУ №3 "Почемучка" 48 чел. / 17%
МАДОУ Детский сад №4 19 чел. / 6,7%
МАДОУ №5 "Колокольчик" 46 чел. / 16,3%
МАДОУ ЦРР д/с №10 54 чел. / 19,1%
МАДОУ ЦРР д/с №11 8 чел. / 2,8%
МАДОУ д/с №12 "Солнышко" 67 чел. / 23,7%
МАОУ "Лицей №5" (дошк.) 3 чел. / 1,1%
МАДОУ ЦРР д/с №18 35 чел. / 12,4%

Результаты опроса «Удовлетворенность качеством дистанционного обучения» во время пандемии коронавирусной инфекции

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Ранее образовательные организации Советского ГО при реализации основных образовательных программ применяли только отдельные элементы дистанционных технологий. Но ситуация с пандемией коронавирусной инфекции заставила школы временно отойти от классического очного обучения и с 6 апреля 2020 года перейти на обучение с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение школьников продлилось до конца 2019/2020 учебного года.

Для определения степени удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг в дистанционной форме был проведен опрос "Удовлетворенность качеством дистанционного обучения» и анализ его результатов.

Опрос проводился на основании выборки, в состав которой вошли родители/законные представители обучающихся общеобразовательных организаций муниципалитета.

Вопросы анкетирования  включили в себя показатели, относящиеся к условиям организации образовательного процесса в дистанционной форме, качеству предоставления образовательных услуг, профессионализму администрации и учителей.

В опросе приняли участие 114 родителей (законных представителей) обучающихся, что составило всего 2,8% от их общего количества по общеобразовательным организациям Советского ГО. Из них большая часть, 60,5% - родители учащихся 5-9 классов, 35,1% - родители учащихся начальных классов, и всего 4,4% - это родители старшеклассников (10-11 классы).

Оценка родителями работы администрации школы по организации дистанционного процесса обучения, взаимодействию по возникающим вопросам и оперативности решения возникающих проблем распределилась одинаково между «хорошо» и «удовлетворительно» - по 33,9%. 19,3% респондентов оценили работу на «отлично», а 14% остались ею не удовлетворены.

Только 17,5% родителей признали работу педагогических работников школы в рамках дистанционного обучения «отличной» (детям все было понятно и интересно), 34,2% - оценили ее на «хорошо» (хотелось бы больше дополнительного материала по изучаемым темам), 26,3% - на «удовлетворительно» (но материал не открыл ничего нового), 20,2% - неудовлетворительной, материал так остался непонятным, а оставшаяся часть отметила, что учитель и вовсе не объяснял новый материал.

Среди основных дистанционных инструментов, применяемых в процессе дистанционного обучения, родители назвали:

  1. Электронный журнал - 86,8%;
  2. Школьный портал дистанционного образования - 54,4%;
  3. Социальные сети, мессенджеры, электронная почта - 46,5%;
  4. Видеосервисы: (Zoom, Skype) – онлайн уроки с учителями - 31,6%;
  5. Online лекции (YouTube) - 25,4%;
  6. Образовательный портал «Российская электронная школа» - 23,7%;
  7. Другое (книги, Учи.Ру, Я-класс, Фоксфорд) – 5,4%.

Больше половины респондентов, 51,8%, считают, что степень мотивации к обучению в рамках дистанционного формата уменьшается, чуть менее четверти (19,3%) полагают, что мотивация не изменяется, и только 7,9% уверены, что возрастает, а оставшиеся 21,1% вообще затруднились ответить.

На взгляд родителей методическая и технологическая ценность обучения в рамках дистанционного формата заключается в (по степени убывания важности):

  1. выборе и применении форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся (38,6%);
  2. развитии коммуникативных, регулятивных и других способностей обучающихся в различных видах деятельности (30,7%);
  3. обеспечении реального психологического климата с учащимися, взаимопонимания (14%).

Оставшиеся 16,7% полагают, что дистанционное обучение не несет никакой ценности, отрицательно влияет на здоровье ребенка. Основная ценность обучения, по мнению данной категории респондентов, заключается в межличностном отношении, общении между педагогом и обучающимся, а в дистанционном обучении реального контакта учитель-ученик нет.

50,9% респондентов в электронном обучении не видят никаких преимуществ. Оставшиеся 49,1% родителей среди наиболее важных преимуществ электронного обучения выделили (по степени убывания важности):

  1. гибкость учебного процесса и обучение в комфортной и привычной обстановке;
  2. технологичность процесса обучения (использование информационных технологий);
  3. лёгкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается доступен для скачивания;
  4. получение практических навыков.

Среди основных проблем дистанционного обучения родители назвали:

  1. технические перебои в интернете – 64,9%;
  2. сложность выполнения практических заданий – 36%;
  3. сложность прохождения тестов на образовательных онлайн-площадках – 25,4%;
  4. недостаточное количество дистанционного материала – 25,4%;
  5. недостаточное владение компьютерными технологиями – 18,4%;
  6. отсутствие обратной связи с педагогом – 5,4%;
  7. значительное сокращение объема изучаемого материала – 2,7%;
  8. отсутствие в семьях технических условий для обучения – 1,8%;
  9. негативное влияние на здоровье ребенка – 1,8%;
  10. другое: сложность в усвоении материала,  недостаток времени у родителей для контроля обучения ребенка, низкая пропускная способность платформ обучения, отсутствие мотивации к обучению, самостоятельное изучение новых тем – по 0,9%.

По 0,9% респондентов отметили наличие проблем во всем либо их полное отсутствие.

Родителям в рамках опроса было предложено оценить суммарный объем домашнего задания и общие ежедневные затраты времени на его выполнение.

46,5% родителей считают объем домашнего задания большим, обучающиеся 44,7% респондентов тратят на его выполнение более 3 часов (180 минут), а 24,6% - более 2 часов (120 минут). 42,1% респондентов полагают, что объем заданного домашнего задания является оптимальным, 21,1% детей тратят на его выполнение до 1,5 часа (90 минут) в день. И только 11,4% посчитали его объем малым, 9,6% обучающихся тратят на его выполнение до 45 минут.

В общем, уровень полной удовлетворенности процессом дистанционного обучения в школе во время пандемии коронавирусной инфекции  составил всего 13,2%. Большая часть респондентов, 45,6%, частично удовлетворена процессом дистанционного обучения, оставшиеся 41,2% - не удовлетворены.

Результаты опроса "Удовлетворенность качеством общего образования" в 2018-2019 учебном году

Качество образования – это комплексная характеристика условий образования населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения образовательных потребностей и связана с восприятием людьми своего образовательного статуса в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе. Удовлетворенность состоянием образовательного процесса является одним из показателей, характеризующих конечные результаты деятельности образовательных учреждений.

Для определения степени удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг был проведен анализ результатов опроса.

Опрос проводился на основании выборки, в состав которой вошли родители/законные представители обучающихся общеобразовательных организаций муниципалитета.

Метод исследования: социологический метод анкетного опроса. Вопросы анкетирования  включили в себя показатели, относящиеся к условиям организации образовательного процесса, качеству предоставления образовательных услуг, профессионализму учителей.

Всего в опросе приняли участие – 65 родителей/законных представителей обучающихся, что составило всего 1,6% от их общего количества по общеобразовательным организациям Советского ГО.

Под качеством образования респонденты понимают:

  • хорошие (отличные) знания - 42,6%;
  • гарантированное успешное обучение в школе -18,5%;
  • гармоничное развитие личности ребенка - 33,8%;
  • отличные знания, и то, что происходит в школе (питание, отношение учителей к ученикам, медицина в школе) - 1,5%.

С точки зрения участников опроса на качество образования влияют следующие характеристики (расположены по степени убывания важности):

  1. профессионализм учителей;
  2. взаимоотношения с учителями;
  3. организация качественного питания;
  4. санитарно-гигиенические условия;
  5. охрана и укрепление здоровья;
  6. обеспеченность учебниками, пособиями;
  7. взаимоотношения между обучающимися;
  8. наличие хорошо оборудованных кабинетов (современная учебная мебель, технические средства обучения);
  9. создание информационно-образовательной среды (электронный дневник, электронный журнал, работа сайта школы);
  10. соответствие содержания и преподавания дисциплин требованиям времени;
  11. использование современных технологий обучения;
  12. организация внеурочной деятельности (работа кружков, секций, студий, клубов);
  13. введение профильного обучения в старшей школе;
  14. применение нововведений (инноваций) в образовании;
  15. введение независимой оценки знаний выпускников (ЕГЭ).

С тем, что на качество получаемого образования влияют:

  • отношения между обучающимися и учителями согласны 93,9% респондентов;
  • отношения между обучающимися в классе - 87,6%;
  • методики и технологии обучения, применяемые учителями на занятиях - 84,6%.

Уровень удовлетворенности условиями организации образовательного процесса и качеством предоставления государственных образовательных услуг в ОО составил:

  • оборудованием кабинетов (учебная мебель, технические средства обучения) - 92,4%;
  • санитарно-гигиеническими условиями - 95,4%;
  • условиями для охраны и укрепления здоровья детей - 90,7%;
  • обеспеченностью учебной и дополнительной литературой - 89,2%;
  • содержанием и преподаванием учебных дисциплин (соответствие требованиям времени) - 90,8%;
  • условиями для обеспечения родителей необходимой информацией (электронный дневник, электронный журнал, работа сайта школы) - 98,4%.

Организация внеурочной деятельности (работа кружков, секций, студий, клубов) в ОО устраивает 84,7% родителей.

Уровень профессионализма учителей респонденты оценили как:

  • высокий и довольно высокий - 66,2%;
  • на среднем уровне - 27,7%
  • довольно низкий и низкий - 3%.

Уровень удовлетворенности качеством питания в ОУ составил 73,8%.

Рейтинг ОО, где обучается ребенок, родители оценили следующим образом:

  • низкий - 4,6%;
  • средний - 52,3%;
  • высокий - 35,4%.

Оказание содействия учреждению со стороны родителей/законных представителей выражается следующей помощью (расположение в порядке убывания помощи):

  1. участие в организации праздников, конкурсов, соревнований (познавательно-развлекательного характера) для детей ОУ;
  2. благоустройство помещений и территории;
  3. оказание помощи в создании и публикациях методических, рекламных и других материалов и пособий;
  4. совершенствованию материально-технической базы ОУ;
  5. привлечение ресурсов для развития ОУ.

Качеством образования, которое дает ОО, удовлетворены только  87,7% опрошенных.

Состав респондентов по ОО:

Наименование ОО Участие Доля респондентов от общего количества обучающихся в ОО
МАОУ "Гимназия №1" г.Советска 18 чел. / 27,7% 2,0%
МБОУ ООШ №3 3 чел / 4,6% 1,0%
МБОУ "СОШ №4 с УИОП СГО" 14 чел. / 21,5% 2,3%
МАОУ "Лицей №5" 1 чел./ 1,5% 0,1%
МБОУ "ООШ №8" 22 чел. / 33,8% 4,6%
МАОУ "Лицей №10" г.Советска 7 чел. / 10,8% 0,7%

 

Опросы

Проблема качества обучения на протяжении многих лет была и остается одной из центральных в образовании. Но особенно ее актуальность и заинтересованность в ее положительном решении проявляется в связи с разработкой таких масштабных образовательных проектов, как ЕГЭ и стандарты образования. В этой связи особый интерес представляют различные опросы, посвященные изучению мнения всех участников образовательного процесса.

Подробнее...