Результаты опроса «Удовлетворенность качеством дистанционного обучения» во время пандемии коронавирусной инфекции

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Ранее образовательные организации Советского ГО при реализации основных образовательных программ применяли только отдельные элементы дистанционных технологий. Но ситуация с пандемией коронавирусной инфекции заставила школы временно отойти от классического очного обучения и с 6 апреля 2020 года перейти на обучение с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение школьников продлилось до конца 2019/2020 учебного года.

Для определения степени удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг в дистанционной форме был проведен опрос "Удовлетворенность качеством дистанционного обучения» и анализ его результатов.

Опрос проводился на основании выборки, в состав которой вошли родители/законные представители обучающихся общеобразовательных организаций муниципалитета.

Вопросы анкетирования  включили в себя показатели, относящиеся к условиям организации образовательного процесса в дистанционной форме, качеству предоставления образовательных услуг, профессионализму администрации и учителей.

В опросе приняли участие 114 родителей (законных представителей) обучающихся, что составило всего 2,8% от их общего количества по общеобразовательным организациям Советского ГО. Из них большая часть, 60,5% - родители учащихся 5-9 классов, 35,1% - родители учащихся начальных классов, и всего 4,4% - это родители старшеклассников (10-11 классы).

Оценка родителями работы администрации школы по организации дистанционного процесса обучения, взаимодействию по возникающим вопросам и оперативности решения возникающих проблем распределилась одинаково между «хорошо» и «удовлетворительно» - по 33,9%. 19,3% респондентов оценили работу на «отлично», а 14% остались ею не удовлетворены.

Только 17,5% родителей признали работу педагогических работников школы в рамках дистанционного обучения «отличной» (детям все было понятно и интересно), 34,2% - оценили ее на «хорошо» (хотелось бы больше дополнительного материала по изучаемым темам), 26,3% - на «удовлетворительно» (но материал не открыл ничего нового), 20,2% - неудовлетворительной, материал так остался непонятным, а оставшаяся часть отметила, что учитель и вовсе не объяснял новый материал.

Среди основных дистанционных инструментов, применяемых в процессе дистанционного обучения, родители назвали:

  1. Электронный журнал - 86,8%;
  2. Школьный портал дистанционного образования - 54,4%;
  3. Социальные сети, мессенджеры, электронная почта - 46,5%;
  4. Видеосервисы: (Zoom, Skype) – онлайн уроки с учителями - 31,6%;
  5. Online лекции (YouTube) - 25,4%;
  6. Образовательный портал «Российская электронная школа» - 23,7%;
  7. Другое (книги, Учи.Ру, Я-класс, Фоксфорд) – 5,4%.

Больше половины респондентов, 51,8%, считают, что степень мотивации к обучению в рамках дистанционного формата уменьшается, чуть менее четверти (19,3%) полагают, что мотивация не изменяется, и только 7,9% уверены, что возрастает, а оставшиеся 21,1% вообще затруднились ответить.

На взгляд родителей методическая и технологическая ценность обучения в рамках дистанционного формата заключается в (по степени убывания важности):

  1. выборе и применении форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся (38,6%);
  2. развитии коммуникативных, регулятивных и других способностей обучающихся в различных видах деятельности (30,7%);
  3. обеспечении реального психологического климата с учащимися, взаимопонимания (14%).

Оставшиеся 16,7% полагают, что дистанционное обучение не несет никакой ценности, отрицательно влияет на здоровье ребенка. Основная ценность обучения, по мнению данной категории респондентов, заключается в межличностном отношении, общении между педагогом и обучающимся, а в дистанционном обучении реального контакта учитель-ученик нет.

50,9% респондентов в электронном обучении не видят никаких преимуществ. Оставшиеся 49,1% родителей среди наиболее важных преимуществ электронного обучения выделили (по степени убывания важности):

  1. гибкость учебного процесса и обучение в комфортной и привычной обстановке;
  2. технологичность процесса обучения (использование информационных технологий);
  3. лёгкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается доступен для скачивания;
  4. получение практических навыков.

Среди основных проблем дистанционного обучения родители назвали:

  1. технические перебои в интернете – 64,9%;
  2. сложность выполнения практических заданий – 36%;
  3. сложность прохождения тестов на образовательных онлайн-площадках – 25,4%;
  4. недостаточное количество дистанционного материала – 25,4%;
  5. недостаточное владение компьютерными технологиями – 18,4%;
  6. отсутствие обратной связи с педагогом – 5,4%;
  7. значительное сокращение объема изучаемого материала – 2,7%;
  8. отсутствие в семьях технических условий для обучения – 1,8%;
  9. негативное влияние на здоровье ребенка – 1,8%;
  10. другое: сложность в усвоении материала,  недостаток времени у родителей для контроля обучения ребенка, низкая пропускная способность платформ обучения, отсутствие мотивации к обучению, самостоятельное изучение новых тем – по 0,9%.

По 0,9% респондентов отметили наличие проблем во всем либо их полное отсутствие.

Родителям в рамках опроса было предложено оценить суммарный объем домашнего задания и общие ежедневные затраты времени на его выполнение.

46,5% родителей считают объем домашнего задания большим, обучающиеся 44,7% респондентов тратят на его выполнение более 3 часов (180 минут), а 24,6% - более 2 часов (120 минут). 42,1% респондентов полагают, что объем заданного домашнего задания является оптимальным, 21,1% детей тратят на его выполнение до 1,5 часа (90 минут) в день. И только 11,4% посчитали его объем малым, 9,6% обучающихся тратят на его выполнение до 45 минут.

В общем, уровень полной удовлетворенности процессом дистанционного обучения в школе во время пандемии коронавирусной инфекции  составил всего 13,2%. Большая часть респондентов, 45,6%, частично удовлетворена процессом дистанционного обучения, оставшиеся 41,2% - не удовлетворены.