Завершился муниципальный этап ВсОШ

ВсОШ

Олимпиадами по экономике, астрономии и информатике и ИКТ завершился муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников.

17 декабря 2020 года прошел муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экономике. В олимпиаде приняли участие 11 обучающихся 7-11 классов из МАОУ "Лицей №5" и МАОУ "Лицей №10" г.Советска.

18 декабря 2020 года прошел муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по астрономии. В олимпиаде приняли участие 2 обучающихся 10 классов из МБОУ "СОШ №4 с УИОП СГО".

19 декабря 2020 года прошел муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике и ИКТ. В олимпиаде приняли участие 30 обучающихся 7-11 классов из МАОУ "Гимназия №1" г.Советска, МАОУ "Лицей №5" и МАОУ "Лицей №10" г.Советска.

В целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) олимпиада в этом году проходит на базе каждой общеобразовательной организации с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.

Муниципальный этап проводится по заданиям, разработанным региональными предметно-методическими комиссиями согласно методическим рекомендациям центральных предметно-методических комиссий всероссийской олимпиады школьников.

Задания для муниципального этапа по экономике представлены были в трех типах:

  • задания, выявляющие знание участниками олимпиады предмета экономики;
  • межпредметные задания, показывающие связь экономики с математикой, социологией и т.д.;
  • компетентностные задания, выявляющие умение участников применять экономические концепции к задачам реального мира.

Уровень сложности заданий учитывает разный уровень подготовки школьников в различных учебных заведениях региона (школах, лицеях, гимназиях и т.д.), и их основная задача заключается в отборе школьников, имеющих хорошую экономическую подготовку, и отсев тех, кто подготовлен слабо.

Комплект олимпиадных заданий для муниципального этапа включает два вида испытаний: ответы на тесты и решение задач. Выполнение тестовых заданий и решение задач объединено в один тур.

Подробнее о проведении олимпиады по информатике и ИКТ в Калининградской области рассказал председатель предметно-методической комиссии Драганов Андрей Викторович:

«В этом году у нас 2 комплекта задач - для учащихся 7-8 и 9-11 классов. Главная задача тестов олимпиады - проверить наличие элементарных знаний по программированию. Очень важна базовая подготовка участника по математике, заодно проверяется смекалка.

Участники пишут программу и перед ними стоит много задач: разобраться с форматом ввода и вывода информации, с описанием заданий на русском языке (предложения могут быть витиеватыми), с большими условиями задачи, из которых надо вычислить математическую модель. Условия задачи могут быть на страницу А4 и это выглядит устрашающе. Есть задачи, описанные лаконично как в математике, в том числе. При этом, участник не обязан решить всю задачу правильно.

Машина в слепую проверяет тест: участник решает вопрос, а в это время машина сверяет ответ школьника с эталонным ответом. Таким образом, на выходе мы получаем слепое тестирование, в котором сохраняется все же много нюансов. Очень важно серьезно проработать математическую часть задачи.

В некоторых случаях возможно решить задачу простым перебором вариантов. Или школьники  могут просто додуматься до решения - написать формулу в одно действие. Знание математики и алгоритмов дает больше шансов для успешного выполнения заданий в олимпиадном программировании.

Все задачи построены по одному шаблону: 22 теста, 2 открытых условия,  2 скрытых условия. За каждый правильный ответ участник получает 5 баллов. Эти задачи - аналог того, что предполагается на региональном этапе.

Для успешного прохождения олимпиады также важна техническая подготовка участника. В Калининградской области есть Яндекс.Лицей и ИТ-школа Samsung, которые готовят школьников в технической части программирования.

Говоря о будущей карьере школьников, изучающих программирование, важно отметить необходимость знаний в обеих областях (математике и технических знания в программировании).

Перекос в знаниях по одному из направлений нежелателен и может доставить трудности при трудоустройстве. Если школьник увлечен олимпиадным программированием и ему не нравится техническое программирование - он идет в науку, создает новые продукты в корпорациях в Яндексе, Oracle. В Google  работают бывшие школьники, кто проходил олимпиадную подготовку.

При техническом программировании легче устроится, так как эта ниша достаточно большая. Калининградская область позволяет школьникам развиваться в этом направлении дальше. Во многие кампании, в Google и Яндекс в частности, берут людей, которые легко решают олимпиадные задачи. Они являются частью тестирования при приеме на работу на позиции программистов и разработчиков. Соискатель может быстро кодить, писать  алгоритмы для решения задач.

Особенность олимпиады - это то, что она полностью автоматизирована. Участники видят результаты сразу и понимают на что они могут рассчитывать в ходе олимпиады. Существует опция “дорешения задач”. Все открыто для участников после олимпиады - логины и пароли ребята забирают с собой. И таким образом, они могут проходить олимпиаду несколько раз. Уже дома участник сможет увидеть, что это был за тест и проанализировать информацию, которая была в условиях, а также скрытую часть задания. В итоге проработанными будут и тест, и правильный ответ, и какой результат дала их программа. Следующий этап - уже дописывают необходимую информацию.

В олимпиаде применяется такой методический прием, как “обучение на ошибках”. Участник видит, где ошибся и не досмотрел, впоследствии дорабатывает материал. И так происходит совершенствование в программировании.

С первого раза почти невозможно написать программу. Со второго раза могут написать ее “сильные” участники, более слабые смогут написать программу с 5-7 попытки. Это отличная возможность участника - прорешать задачу несколько раз и повысить свой уровень.

Апелляций в таком формате олимпиад почти нет. Способ проведения олимпиады позволяет проверить участнику все самостоятельно с первых шагов. Единственное исключение может быть в использовании участником каких-либо новинок, компиляторов или функций, которые не установлены у нас. Тогда можно подать апелляцию. В таком случае устанавливается современный компилятор или новая версия языка программирования и все проверяется заново.

Участники на олимпиаде могут задавать вопросы. Существует 4 опции ответа: “да”, “нет”, “читай условия задачи” и “без комментариев”.

Если дается развернутый ответ, то он виден всем участникам соревнования. Система беспристрастна. Мы не видим, кто скрывается за логинами. Вариант, что кто-то будет судить нечестно не допустим. В олимпиаде используется два типа мониторов: один выносит вердикт поломки (к примеру, 0 баллов по решению задачи, а участник сообщает о нормальной работе) и мы просматриваем код в таком случае. На ходу происходит пересчет. Второй монитор направлен на участника и изучает баллы, набранные за весь ход олимпиады.

У заданий разная степень сложности. Все 100 баллов за комплект заданий получают в среднем 2-3 человека. В этом году 2 одиннадцатиклассника набрали 600 баллов. Очень много участников, кто не ушел с олимпиады с 0 баллов. Это говорит об интересе к олимпиаде и задачам. Есть участник, который за минуту до конца олимпиады закончил задание. Кто-то может набрать всего 20 баллов на третьем часу олимпиады, кто-то 50 баллов - но это все показатель заинтересованности у частников в выполнении заданий.

В течение 4 часов школьник находится в серьезном напряжении и получает удовольствие от процесса работы - это показатель работы и команды составителей олимпиады. В этом году была большая команда создателей и мы довольны получившимися результатами.

172 участника 9-11 классов явились на олимпиаду очно. 140 участников ушло с баллами выше 0. Все меньше участников, которые оказываются на олимпиаде случайно и не понимают, что они здесь делают. 

На региональном этапе мы видим участников, кто самостоятельно изучает языки программирования. Python очень популярен и в математике, и в программировании, а также в других областях (HTML - разработки, астрономия и т.д.). Он нужен, и школьники самостоятельно его осваивают и идут вперед».

Школьники, получившие на олимпиаде установленное Министерством образования Калининградской области количество баллов, станут участниками регионального этапа олимпиады, который пройдет в период с января-февраля 2021 года.