Вопрос. Каким образом составляется учебный план заочной формы обучения в школе? Согласно каким нормативным документам составляется учебный план для учащихся по заочной форме обучения? Какие документы должны представить родители для заочного обучения?

Ответ.

Формы обучения и формы образования Часть 2 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает следующие формы обучения: очная, очно-заочная или заочная формы. При этом согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы обучения в ОО различаются между собой по числу учебных часов, предусматривающих непосредственное взаимодействие обучающихся и педагогических работников в процессе освоения основной образовательной программы.

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ", формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

В отсутствие норм, содержащихся во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования по регламентации процесса обучения в зависимости от соответствующей формы, образовательная организация вправе использовать полномочия, установленные для нее в 28 и 30 статьях закона об образовании в части разработки и утверждения ООП, установления режима занятий, средств и методов обучения, форм, порядка и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации.

Следовательно, учебный план заочной формы обучения в школе подразумевает составление индивидуального учебного плана в соответствии с ФГОС. Согласно ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":

  • индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
  • обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
  • обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания педагога.

За основу берется учебный план основной образовательной программы школы, которую осваивает обучающийся. Вне зависимости от формы обучения основная образовательная программа должна быть освоена полностью (ч. 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ). Поэтому необходимо:

  1. Определить процентное соотношение занятий с учителем и самостоятельной работы обучающегося в зависимости от формы обучения при условии полной реализации количества учебных часов, установленных учебным планом в соответствии с ФГОС или федерального компонента.
  2. Обеспечить самостоятельную работу обучающегося методическими материалами и (или) электронными образовательными ресурсами (ЭОР) и (или) иными средствами обучения, образовательными технологиями.
  3. Разработка индивидуального учебного плана осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей личности.

Соответственно разработка индивидуального учебного плана ускоренного обучения для одаренного ребенка будет отличаться от индивидуального учебного плана для ребенка с ОВЗ (с учетом рекомендаций ПМПК). Поэтому при разработке индивидуального учебного плана необходимо:

  1. Определить форму обучения (если от родителей есть заявление о выборе формы обучения или о сочетании форм обучения и (или) получения образования).
  2. Определить срок освоения основной образовательной программы (ускоренное обучение или, наоборот, увеличение срока обучения, предусмотренного по ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями). Например, срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год (п. 2 ФГОС СОО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
  3. Определить периодичность и формы промежуточной аттестации с учетом планируемой даты итоговой аттестации.
  4. Определить способы и формы контроля, как методического, так и административного за освоением основной образовательной программы по индивидуальному учебному плану.

Для смены формы обучения от родителей достаточно предоставления письменного заявления. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (п. 7 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 3 ст. 44, ч. 4 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

Требований о предоставлении определенного перечня документов для выбора заочной формы обучения законодательством об образовании не установлено.

Источник: https://www.menobr.ru/question/4272594877-qqess2-16-m9-kakim-obrazom-organizuetsya-zaochnoe-obuchenie