Результаты опроса «Удовлетворенность качеством дистанционного обучения» во время пандемии коронавирусной инфекции

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Ранее образовательные организации Советского ГО при реализации основных образовательных программ применяли только отдельные элементы дистанционных технологий. Но ситуация с пандемией коронавирусной инфекции заставила школы временно отойти от классического очного обучения и с 6 апреля 2020 года перейти на обучение с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение школьников продлилось до конца 2019/2020 учебного года.

Для определения степени удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг в дистанционной форме был проведен опрос "Удовлетворенность качеством дистанционного обучения» и анализ его результатов.

Опрос проводился на основании выборки, в состав которой вошли родители/законные представители обучающихся общеобразовательных организаций муниципалитета.

Вопросы анкетирования  включили в себя показатели, относящиеся к условиям организации образовательного процесса в дистанционной форме, качеству предоставления образовательных услуг, профессионализму администрации и учителей.

В опросе приняли участие 114 родителей (законных представителей) обучающихся, что составило всего 2,8% от их общего количества по общеобразовательным организациям Советского ГО. Из них большая часть, 60,5% - родители учащихся 5-9 классов, 35,1% - родители учащихся начальных классов, и всего 4,4% - это родители старшеклассников (10-11 классы).

Оценка родителями работы администрации школы по организации дистанционного процесса обучения, взаимодействию по возникающим вопросам и оперативности решения возникающих проблем распределилась одинаково между «хорошо» и «удовлетворительно» - по 33,9%. 19,3% респондентов оценили работу на «отлично», а 14% остались ею не удовлетворены.

Только 17,5% родителей признали работу педагогических работников школы в рамках дистанционного обучения «отличной» (детям все было понятно и интересно), 34,2% - оценили ее на «хорошо» (хотелось бы больше дополнительного материала по изучаемым темам), 26,3% - на «удовлетворительно» (но материал не открыл ничего нового), 20,2% - неудовлетворительной, материал так остался непонятным, а оставшаяся часть отметила, что учитель и вовсе не объяснял новый материал.

Среди основных дистанционных инструментов, применяемых в процессе дистанционного обучения, родители назвали:

  1. Электронный журнал - 86,8%;
  2. Школьный портал дистанционного образования - 54,4%;
  3. Социальные сети, мессенджеры, электронная почта - 46,5%;
  4. Видеосервисы: (Zoom, Skype) – онлайн уроки с учителями - 31,6%;
  5. Online лекции (YouTube) - 25,4%;
  6. Образовательный портал «Российская электронная школа» - 23,7%;
  7. Другое (книги, Учи.Ру, Я-класс, Фоксфорд) – 5,4%.

Больше половины респондентов, 51,8%, считают, что степень мотивации к обучению в рамках дистанционного формата уменьшается, чуть менее четверти (19,3%) полагают, что мотивация не изменяется, и только 7,9% уверены, что возрастает, а оставшиеся 21,1% вообще затруднились ответить.

На взгляд родителей методическая и технологическая ценность обучения в рамках дистанционного формата заключается в (по степени убывания важности):

  1. выборе и применении форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся (38,6%);
  2. развитии коммуникативных, регулятивных и других способностей обучающихся в различных видах деятельности (30,7%);
  3. обеспечении реального психологического климата с учащимися, взаимопонимания (14%).

Оставшиеся 16,7% полагают, что дистанционное обучение не несет никакой ценности, отрицательно влияет на здоровье ребенка. Основная ценность обучения, по мнению данной категории респондентов, заключается в межличностном отношении, общении между педагогом и обучающимся, а в дистанционном обучении реального контакта учитель-ученик нет.

50,9% респондентов в электронном обучении не видят никаких преимуществ. Оставшиеся 49,1% родителей среди наиболее важных преимуществ электронного обучения выделили (по степени убывания важности):

  1. гибкость учебного процесса и обучение в комфортной и привычной обстановке;
  2. технологичность процесса обучения (использование информационных технологий);
  3. лёгкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается доступен для скачивания;
  4. получение практических навыков.

Среди основных проблем дистанционного обучения родители назвали:

  1. технические перебои в интернете – 64,9%;
  2. сложность выполнения практических заданий – 36%;
  3. сложность прохождения тестов на образовательных онлайн-площадках – 25,4%;
  4. недостаточное количество дистанционного материала – 25,4%;
  5. недостаточное владение компьютерными технологиями – 18,4%;
  6. отсутствие обратной связи с педагогом – 5,4%;
  7. значительное сокращение объема изучаемого материала – 2,7%;
  8. отсутствие в семьях технических условий для обучения – 1,8%;
  9. негативное влияние на здоровье ребенка – 1,8%;
  10. другое: сложность в усвоении материала,  недостаток времени у родителей для контроля обучения ребенка, низкая пропускная способность платформ обучения, отсутствие мотивации к обучению, самостоятельное изучение новых тем – по 0,9%.

По 0,9% респондентов отметили наличие проблем во всем либо их полное отсутствие.

Родителям в рамках опроса было предложено оценить суммарный объем домашнего задания и общие ежедневные затраты времени на его выполнение.

46,5% родителей считают объем домашнего задания большим, обучающиеся 44,7% респондентов тратят на его выполнение более 3 часов (180 минут), а 24,6% - более 2 часов (120 минут). 42,1% респондентов полагают, что объем заданного домашнего задания является оптимальным, 21,1% детей тратят на его выполнение до 1,5 часа (90 минут) в день. И только 11,4% посчитали его объем малым, 9,6% обучающихся тратят на его выполнение до 45 минут.

В общем, уровень полной удовлетворенности процессом дистанционного обучения в школе во время пандемии коронавирусной инфекции  составил всего 13,2%. Большая часть респондентов, 45,6%, частично удовлетворена процессом дистанционного обучения, оставшиеся 41,2% - не удовлетворены.

Результаты опроса "Удовлетворенность качеством общего образования"

Качество образования – это комплексная характеристика условий образования населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения образовательных потребностей и связана с восприятием людьми своего образовательного статуса в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе. Удовлетворенность состоянием образовательного процесса является одним из показателей, характеризующих конечные результаты деятельности образовательных учреждений.

Для определения степени удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг был проведен анализ результатов опроса.

Опрос проводился на основании выборки, в состав которой вошли родители/законные представители обучающихся общеобразовательных организаций муниципалитета.

Метод исследования: социологический метод анкетного опроса. Вопросы анкетирования  включили в себя показатели, относящиеся к условиям организации образовательного процесса, качеству предоставления образовательных услуг, профессионализму учителей.

Всего в опросе приняли участие – 65 родителей/законных представителей обучающихся, что составило всего 1,6% от их общего количества по общеобразовательным организациям Советского ГО.

Под качеством образования респонденты понимают:

  • хорошие (отличные) знания - 42,6%;
  • гарантированное успешное обучение в школе -18,5%;
  • гармоничное развитие личности ребенка - 33,8%;
  • отличные знания, и то, что происходит в школе (питание, отношение учителей к ученикам, медицина в школе) - 1,5%.

С точки зрения участников опроса на качество образования влияют следующие характеристики (расположены по степени убывания важности):

  1. профессионализм учителей;
  2. взаимоотношения с учителями;
  3. организация качественного питания;
  4. санитарно-гигиенические условия;
  5. охрана и укрепление здоровья;
  6. обеспеченность учебниками, пособиями;
  7. взаимоотношения между обучающимися;
  8. наличие хорошо оборудованных кабинетов (современная учебная мебель, технические средства обучения);
  9. создание информационно-образовательной среды (электронный дневник, электронный журнал, работа сайта школы);
  10. соответствие содержания и преподавания дисциплин требованиям времени;
  11. использование современных технологий обучения;
  12. организация внеурочной деятельности (работа кружков, секций, студий, клубов);
  13. введение профильного обучения в старшей школе;
  14. применение нововведений (инноваций) в образовании;
  15. введение независимой оценки знаний выпускников (ЕГЭ).

С тем, что на качество получаемого образования влияют:

  • отношения между обучающимися и учителями согласны 93,9% респондентов;
  • отношения между обучающимися в классе - 87,6%;
  • методики и технологии обучения, применяемые учителями на занятиях - 84,6%.

Уровень удовлетворенности условиями организации образовательного процесса и качеством предоставления государственных образовательных услуг в ОО составил:

  • оборудованием кабинетов (учебная мебель, технические средства обучения) - 92,4%;
  • санитарно-гигиеническими условиями - 95,4%;
  • условиями для охраны и укрепления здоровья детей - 90,7%;
  • обеспеченностью учебной и дополнительной литературой - 89,2%;
  • содержанием и преподаванием учебных дисциплин (соответствие требованиям времени) - 90,8%;
  • условиями для обеспечения родителей необходимой информацией (электронный дневник, электронный журнал, работа сайта школы) - 98,4%.

Организация внеурочной деятельности (работа кружков, секций, студий, клубов) в ОО устраивает 84,7% родителей.

Уровень профессионализма учителей респонденты оценили как:

  • высокий и довольно высокий - 66,2%;
  • на среднем уровне - 27,7%
  • довольно низкий и низкий - 3%.

Уровень удовлетворенности качеством питания в ОУ составил 73,8%.

Рейтинг ОО, где обучается ребенок, родители оценили следующим образом:

  • низкий - 4,6%;
  • средний - 52,3%;
  • высокий - 35,4%.

Оказание содействия учреждению со стороны родителей/законных представителей выражается следующей помощью (расположение в порядке убывания помощи):

  1. участие в организации праздников, конкурсов, соревнований (познавательно-развлекательного характера) для детей ОУ;
  2. благоустройство помещений и территории;
  3. оказание помощи в создании и публикациях методических, рекламных и других материалов и пособий;
  4. совершенствованию материально-технической базы ОУ;
  5. привлечение ресурсов для развития ОУ.

Качеством образования, которое дает ОО, удовлетворены только  87,7% опрошенных.

Состав респондентов по ОО:

Наименование ОО Участие Доля респондентов от общего количества обучающихся в ОО
МАОУ "Гимназия №1" г.Советска 18 чел. / 27,7% 2,0%
МБОУ ООШ №3 3 чел / 4,6% 1,0%
МБОУ "СОШ №4 с УИОП СГО" 14 чел. / 21,5% 2,3%
МАОУ "Лицей №5" 1 чел./ 1,5% 0,1%
МБОУ "ООШ №8" 22 чел. / 33,8% 4,6%
МАОУ "Лицей №10" г.Советска 7 чел. / 10,8% 0,7%

Опросы

Проблема качества обучения на протяжении многих лет была и остается одной из центральных в образовании. Но особенно ее актуальность и заинтересованность в ее положительном решении проявляется в связи с разработкой таких масштабных образовательных проектов, как ЕГЭ и стандарты образования. В этой связи особый интерес представляют различные опросы, посвященные изучению мнения всех участников образовательного процесса.

Подробнее...

Итоги независимой оценки деятельности образовательных организаций

Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Независимая оценка качества образования включает в себя:

  1. независимую оценку качества подготовки обучающихся;
  2. независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. (Статья 95, № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).

Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации. (Статья 95.2, № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года)


Документы

  • Приказ Минпросвещения России от 29 декабря 2020 г. № 853 «Об утверждении Порядка рассмотрения результатов независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам» >>>
  • Приказ Минпросвещения России от 25 декабря 2020 г. № 789 «Об ответственных должностных лицах за размещение информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» >>>
  • Приказ Минфина России от 07 мая 2019 г. № 66н «О составе информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, условий оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единые требования к такой информации, и порядке ее размещения, а также требованиях к качеству, удобству и простоте поиска указанной информации» >>>
  • Приказ Минпросвещения России от 13.03.2019 № 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам" >>>
  • "Методические рекомендации к Единому порядку расчета показателей с учетом отраслевых особенностей" (утв. Минпросвещения России) >>>
  • Приказ Минтруда России от 31.05.2018 № 344н "Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" >>>

Ролик о проведении независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями:


НОКУООД - 2017 год

Независимая оценка проведена в отношении дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования в период с марта 2017 года по июнь 2017 года. Оценку осуществляли региональные и муниципальные эксперты, эксперты образовательных организаций.

Деятельность оценивалась по четырем критериям, определенным на федеральном уровне: открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников, а также удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

ИТОГИ:

  • Итоги НОК ОД дошкольных образовательных организаций (вся Калининградская область) >>>
  • Итоги НОК ОД дошкольных образовательных организаций (выборка по Советскому ГО) >>>
  • Итоги НОК ОД образовательных организаций дополнительного образования детей (вся Калининградская область) >>>
  • Итоги НОК ОД образовательных организаций дополнительного образования детей (выборка по Советскому ГО) >>>
  • Сводные результаты НОК ОД образовательных организаций Калининградской области в 2017 году >>>
  • Рейтинг образовательных организаций >>>

 НОКУООД - 2018 год

Независимая оценка проведена в отношении общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования в период с сентября по ноябрь 2018 года. Оценку осуществляли региональные и муниципальные эксперты, эксперты образовательных организаций.

Деятельность оценивалась по четырем критериям, определенным на федеральном уровне (Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 г. №1547):

  • 1 показатель «Открытость и доступность информации»;
  • 2 показатель «Комфортность условий и доступность получения образовательной услуги»;
  • 3 показатель «Компетентность,  доброжелательность и вежливость  работников образовательной организации»;
  • 4 показатель «Удовлетворенность качеством предоставляемых услуг».

Результаты НОКУО ОД ОО учитываются при оценке эффективности деятельности руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

ИТОГИ:

  • Результаты НОКУООД ОО Калининградской области в 2018 году >>>
  • Отчет о проведении НОКУООД ОО Калининградской области: общеобразовательные организации, школы-интернаты, профессиональные образовательные организации >>>
  • Итоговые показатели НОК ОД общеобразовательных организаций (выборка по Советскому ГО) >>>
  • Итоговые показатели НОК ОД Калининградской области: общеобразовательные организации, школы-интернаты, профессиональные образовательные организации  >>>

Планы мероприятий
по улучшению качества  предоставления образовательных услуг

в общеобразовательных организациях Советского городского округа


НОКУООД 2019 год

Независимая оценка была проведена в ноябре 2019 года в отношении дошкольных образовательных организаций, школ-интернатов и организаций среднего профессионального образования.

  • Презентация «Как пройти анкетирование в рамках НОКУО ОД ОО?» >>>
  • Приказ Министерства образования Калининградской области от 01.11.2019 года № 1611/1 "Об определении оператора, ответственного за сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Калининградской области, в 2019 году" >>>

ИТОГИ:

  • Отчет о проведении НОКУООД ОО Калининградской области: дошкольные образовательные организации, школы-интернаты, организации среднего профессионального образования >>>
  • Итоговые показатели НОКУООД ОО дошкольных образовательных организаций (выборка по Советскому ГО) >>>
  • Итоговые показатели НОКУООД ОО Калининградской области: дошкольные образовательные организации, школы-интернаты, организации среднего профессионального образования >>>

Планы мероприятий
по улучшению качества  предоставления образовательных услуг

в дошкольных образовательных организациях Советского городского округа

  • МАДОУ ЦРР д/с № 18 >>>
  • МАОУ "Лицей №5" (дошкольные группы) >>>
  • МАДОУ д/с №12 «Солнышко» >>>
  • МАДОУ ЦРР д/с №11 >>>
  • МАДОУ ЦРР д/с №10 >>>
  • МАДОУ №5 «Колокольчик» >>>
  • МАДОУ д/с № 4 >>>
  • МАДОУ №3 «Почемучка» >>>
  • МАДОУ ЦРР д/с №2 >>>
  • МАДОУ д/с №1 >>>
  • Управление образования администрации Советского ГО >>>

НОКУО ОД 2020 год

Независимая оценка была проведена в отношении образовательных организаций Калининградской области, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, основным образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам.

Оператор – Общество с ограниченной ответственностью «Марагда», контракт № 0335200014920002156/2020

  • Презентация "Результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Калининградской области в 2020 году" >>>
  • Аналитический отчет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Калининградской области >>>
  • Итоговые показатели НОКУООД ОО образовательных организаций дополнительного образования (выборка по Советскому ГО) >>>
  • Результаты НОКУООД ОО образовательных организаций дополнительного образования (выборка по Советскому ГО) >>>

Планы мероприятий
по улучшению качества  предоставления образовательных услуг

в образовательных организациях дополнительного образования Советского городского округа

  • МБУ ДО "Детская школа искусств"  >>>
  • МБУДО "ЦРТ" >>>
  • МБУ ДО "ДЮСШ" г.Советска >>>
  • Приказ управления образования администрации Советского ГО от 05.02.2021 г. №24 "Об организации контроля за выполнением планов по устранению недостатков, выявленных в 2020 году в ходе независимой оценки качества" >>>